Филистимляне: история


Рассылки Subscribe.Ru
Мир Ветхого Завета: история и археология

Филистимляне: история

Богатырь Самсон

Во времена последнего героя книги Судей Израилевых, Самсона, Израиль отчаянно сопротивлялся натиску своих западных соседей - филистимлян. Рассказ о том, как этот бесстрашный богатырь был сломлен благодаря хитрости его возлюбленной — филистимлянки Далилы, хорошо известен по многим произведениям мировой литературы.

Пленив и ослепив Самсона, филистимляне выставили его на всеобщее обозрение во время своего праздника в Газе. Лишенный зрения, он напряг последние силы и так расшатал колонны огромного филистимского храма, что храм рухнул, похоронив под своими развалинами множество врагов и самого Самсона.

После смерти Самсона филистимляне продолжали притеснять израильтян и даже изгнали колено Дана с его территории, и тогда люди этого колена переселились на крайний север страны.

О том, как филистимляне пришли в Ханаан, как враждовали с израильтянами, что сказали о них библейские пророки, и как этот народ исчез с лица земли, и пойдет дальнейший рассказ.

Филистимляне поселяются в Ханаане

В XIII в. до РХ микенский мир Древней Греции начал распадаться. Причиной были многократные неурожаи, приведшие к голоду. Это вынуждало микенцев нападать на соседей и отбирать у них скот и урожай. Многие были вынуждены покинуть страну.

Вообще в восточном Средиземноморье в то время происходили значительные людские перемещения. Отплывали целыми родами, уходили в море в составе большого военного флота. Египтяне называли эти отряды разбойников и захватчиков "народами моря". Частью "народов моря" были и микенские беженцы.

Их армии перемещалась со всем своим имуществом, с женами и детьми, пешком и в повозках, запряженных волами. Перед их натиском не устояла великая Хеттская империя (западная территория современной Турции) и множество мелких государств в Сирии и Ханаане.

Фараону Рамсесу III удалось выиграть два ожесточенных сражения на суше и на море и отбросить захватчиков от границ Египта. Рельефы египетского храма в Мадинат-Хабу близ древних Фив изображают множество пленных пеласгов, одного из племен "народов моря". Надписи на рельефе отражают гордость египтян своей великой победой, хотя фигуры египтян выглядят небольшими и хрупкими по сравнению с высокими пеласгами, на головах которых красуются шлемы с плюмажем.

Египтяне использовали часть пленных в качестве солдат в своих отдаленных и пограничных гарнизонах, другим же разрешили поселиться на территории Ханаана, бывшего тогда египетской провинцией.

Пеласги заняли богатую приморскую равнину с ее поселениями и основали здесь пять крупных городов-государств: Азот, Экрон, Аскалон, Геф и Газу. Во главе каждого из этих пяти городов стоял независимый князь, но все они состояли в тесном союзе, как в мирное, так и в военное время. Разумеется, кроме них были и другие небольшие поселения.

Впоследствии пеласги стали называться филистимлянами, а вся ханаанская земля получила название Палестина, хотя филистимляне никогда не владели ею целиком. Но филистимляне окрепли настолько, что вышли из-под власти Египта и полностью контролировали Приморский торговый путь.

Археологические находки филистимской культуры резко отличаются от ханаанских и имеют явно крито-микенское происхождение, особенно керамика, архитектура и оружие.

В языческий пантеон филистимлян входило много богов, главными из которых были Астарта, Дагон и Вельзевул. Человеческие жертвоприношения и храмовая проституция были широко распространены. Особо зверским был культ Вельзевула, о природе которого мы можем судить из Евангелий — от Матфея 12:24, 27, от Марка 3:22, от Луки 11:15, 18, 19, где Вельзевулом назван Сатана.

Филистимляне и Авраам

Считалось анахронизмом присутствие филистимлян в Ханаане во времена Авраама (Бытие 21:32, 34, 26). Можно считать это ошибкой переписчика, назвавшего филистимлянами другой народ, исчезнувший к его времени. Но есть и другое объяснение. В Библии мы читаем:

От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим. (Бытие 10:13-14)

Мицраим по Библии - родоначальник египтян, а Кафторим - жители острова Крит. Филистимляне и Кафтор в Библии часто упоминаются вместе, как один народ.

Возможно, некое племя Каслухим некоторое время жило в земле Египта, а затем переселилось в Ханаан, незадолго до прихода Авраама. Другое родственное им племя поселилось на острове Крит и оттуда в VIII в до РХ переселилось на Палестинское побережье. Оба племени впоследствии получили общее название филистимлян.

Войны с израильтянами

Филистимская земля была предназначена колену Иудину, но во времена Иисуса Навина у филистимлян ничего не было взято. Во времена Судей и в годы правления Самуила, Саула и Давида филистимляне представляли для Израиля постоянную угрозу. Оба народа добивались власти над спорной землей, лежавшей между их поселениями.

Превосходство филистимлян над Израилем объясняется тем, что они знали секрет плавления железа. Это знание досталось им от хеттов, империя которых пала под натиском "народов моря".

Тщательно охраняя монополию на производство железа, филистимляне держали Израиль в зависимости от себя. Это ясно видно из того, что говорится в 1 Царств 13:19-22: "Кузнецов не было во всей земле Израильской". В Израиле не было кузнецов не только, чтобы сделать себе мечи и копья, но они зависели от филистимлян даже тогда, когда хотели заточить орудия земледелия.

Дальше хуже - при царе Сауле по всему Израилю проходят отряды филистимлян, на все еврейское ополчение имеется лишь два копья - у самого Саула и его сына Ионафана. Характерно, что битва на горе Гелвуе, в которой гибнет Саул с сыновьями, происходит очень далеко от Филистии, а тело погибшего еврейского царя филистимляне выставляют на стене Беф-Сана - область, расположенная в противоположном конце Израиля, сильно удаленная от побережья и намного севернее филистимского Пятиградия.

Хотя Саул оказал некоторое сопротивление филистимлянам, только при Давиде их власть была окончательно сломлена. Захватив Едом, Давид постиг искусство получения железа и завладел природными ресурсами Синайского полуострова. Таким образом, ему удалось объединить воедино израильский народ и установить военное превосходство.

Примерно к 1005 г. до РХ, после многих яростных сражений Давиду удалось, наконец, покончить с нападениями филистимлян. Однако они сохранили свою независимость и в последующие годы еще не раз беспокоили израильтян.


Hosted by uCoz